Официальный сайт
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Шатурского муниципального района Московской области

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Форма входа

роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики в формировании звукопроизношения  ребенка

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек, с хорошо развитой речью, легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому, начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи может повлечь за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к  логопеду (взрослому). Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе упражнений, под счет. Затем темп упражнений можно увеличить. При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

Выполнение артикуляционных упражнений дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) — это ощущения положений и движений органов артикуляции (т.е. у ребенка формируется умение ощущать и контролировать движения органов артикуляционного аппарата).

 Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого лучше всего проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для повышения интереса к артикуляционной гимнастике  используются картинки, игрушки, сказочные герои, стихотворные  тексты и сказки.

Методика проведения упражнения:

·                     Взрослый (логопед, родитель) рассказывает о выполнении упражнений;

·                     предлагает образец выполнения упражнения;

·                     контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Инструкция по выполнению упражнения должна быть короткой и понятной ребенку.

·                     Улыбнись

·                     Покажи зубы,

·                     Приоткрой рот,

·                     Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и  у ребенка и у взрослого.

Вывод:
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.


Календарь

«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0